Мышьяк хороший, импортный! (vaf) wrote,
Мышьяк хороший, импортный!
vaf

Category:

Ан-2 зимой или спешите видеть!

Я не настолько люблю авиацию, чтобы так путешествовать :)

Originally posted by alex_brab at Ан-2 зимой или спешите видеть!
IMG_9165.jpg

Я большой любитель теплых, ламповых самолетов. В 2007 посчастливилось полетать на ныне закрытом рейсе Кострома-Боговарово (http://alex-brab.livejournal.com/188147.html), на Мальте летал на поплавковом Оттере. Поэтому когда в родной Оренбургской области кому-то амбиции ударили в межушный промежуток и были открыты полеты на Ан-2 - стало понятно - лечу.

Летал я 3 января 2014. С тех пор не многое поменялось, так что можете рассматривать этот пост как источник информации для повторения - ведь с закрытием Костромы Орск это пожалуй самый простой и бюджетный вариант полета на рейсовом Ан-2.

Лично мне в этот раз было интересно не столько полетать - сколько понять - зачем это все. Есть ли у этих рейсов экономический или социальный смысл - или это аттракцион ради удовлетворения чьих-то амбиций и распила дотаций. Поэтому всю дорогу я пытался примерить на себя шкуру человека которому надо в Кваркено или Орск, считал деньги и сравнивал альтернативы...

1. Подготовка.
В отличии от Костромы с её хардкорными кассами в аэропорту никаких проблем купить билет на Оренбуржье нет. Абсолютно все билеты продаются в интернете - но далеко не на любых сайтах. Лично я знаю только один - www.bilet.aero. Билет электронный, ничего печать/забирать не нужно. Ценник дармовой и с 2014 изменился слабо - Оренбург - Кваркено стоит 1070, в 2014 стоил 950. Орск - Кваркено стоит 435.

Но я немного забежал - надо рассказать о самих рейсах. Полеты на Ан-2 выполняются только из Орска, хотя были грандиозные планы запуска рейсов из Оренбурга (хотели летать в Первомайский), но при этом в 2014 рейсы подстроены под рейсы из/в Оренбург. Т.е. Л-410 вылетал из Оренбурга в 8:40, в Орске пересадка на Ан-2. Дальше два Ан-2 вылетали с разницей минут в - один летел треугольником Орск - Адамовка - Кваркено - Орск, второй летел в Светлый. После прилета в Орск в Оренбург улетал тот же Л-410.

Что поменялось - теперь рейсы по деревням вечером, а самолет улетает в Оренбург следующим утром - так что прокатится полностью на авиа одним днем из Оренбурга не получится. Причем самолет ночует в Кваркено - и улетает оттуда только следующим утром (опять через Адамовку).
Рейс в Светлый превратился в линию Орск - Домбаровский - Светлый - Домбаровский - Орск - опять же с ночевкой в Светлом. Это конечно сильно осложняет покатушки - от орска до орска больше не пролетишь (хотя в теории в светлом могут быть гостиницы.)


2. Летим в Плохой город.

В теории в аэропорт ходил от ЖД вокзала автобус. Я очень хотел пройти весь квест бюджетно как обычный пассажир - но настолько рано 3 января ну никак не встать. В итоге поехал на такси (500р). Аэропорт светится новым годом (часть фоток с древнего хуавея, уж простите)
IMG_20140103_073212.jpg


Посадочный дают только до Орска, хотя билет до Кваркено
IMG_20140103_074639.jpg

Дальше досмотр, накопитель... И вот тут странное - на поле (а в оренбурге его хорошо видно) нет "живых" Л-410 - но задержку не объявляют. На чем полетим - непонятно. Не на 737 оренэйра же - но больше не на чем! На всем поле пара элок - но они зачехлены - а нас зовут на посадку. Садимся в ПАЗик, едем... И приезжаем к третей большой везухе с заменами в моей жизни (до этого меняли Эмбраер на Як-40 и Ан-140 на Ан-74) - к Ми-8. Это RA-24026 - "губернаторский" вертолет лохматого 1980 года. VIP место выглядит вот так - в обычном рейсе на него просто сажают двух человек
IMG_20140103_103611.jpg

Взлет меня удивил. Я никогда не летал на вертолетах - и думал что после запуска двигателей они немного покрутятся на холостых - а потом мы взлетим со стоянки. Но сначала движки долго молотили на месте, потом мы вырулили на ВПП, потом ещё дольше гоняли движки там. В какой-то момент тяга увеличилась и вертолет стал немного "подпрыгивать" - разгружая и снова загружая шасси. И только после всего этого - взлетели.

Фотографировать возле Оренбурга было нечего - темно, облачность. Я быстро уснул и проснулся от резкой смены звука двигателей - показалось что обороты у них просто обвалились. Один из пассажиров встал и ушел в кабину общаться с пилотами - а я задумался об уровне сервиса - можно сходить, узнать что с движками.. Впрочем вертолет как летел так и летел - и я стал немножко фоткать

Например никогда не знал что на оренбургской железке есть туннели
IMG_9073.jpg

Потянулся Медногорск
IMG_9077.jpg

Вокзал Медногорска
IMG_9082.jpg

Кудвандык-Медногорск это уже не степи - а какие-никакие горы
IMG_9093.jpg

Индустрия. Справа дырка, слева отвал из этой дырки
IMG_9098.jpg

IMG_9113.jpg

Мордор
IMG_9113.jpg

Посветлело, немножечко можно снять Орск
IMG_9111.jpg

Орск - но дааалеко не целиком. По площади Орск один из самых больших городов РФ (7й), он больше Новосибирска или Екатеринбурга.
IMG_9114.jpg

Посадка в Орске на ВПП, рулим на стоянку. И вот наконец-то можно поснимать и сам аппарат и окрестности. А нас встречает симпатичная сотрудница и не менее симпатичный ЛАЗ (который старше её наверное раза в 2).

IMG_20140103_103707.jpg

IMG_20140103_103741.jpg

IMG_20140103_103825.jpg

IMG_20140103_105513.jpg

А вон наши Ан-2 - у них пока никого
​​IMG_20140103_103759.jpg

Сам аэропорт Орска типовой, пустой, целиком из 70х. Быстро регистрируют тех кто летит дальше, прогоняют через досмотр - и на том же ЛАЗе везут к Ан-2

IMG_20140103_140615.jpg

3. Лыжню!

А вы летали когда-нибудь на самолете с лыжами? Не, А380 рано или поздно будут как 742 в пору расцвета трансов - чартерными скотовозами - а вот на лыжах? Эксклюзив! И к этому эксклюзиву меня привезли.

Тут заодно выяснилось чего это так свободно пассажиры ходили общаться с пилотами ми-8. Оказалось что это пилоты Анов. Видимо они не живут в Орске и под рейс летят вместе с пассажирами. Можно посмотреть как сбрасываю чехлы с двигателя, как чем-то тяжелым стучат по примерзжей лыже. Наконец рассаживаемся - всего летит человек 5. Заводят и греют двигатель - а дальше раскачкой рулем поворота пытаются отодрать лыжи. Наконец - получилось!
IMG_9123.jpg

Само руление и взлет не по основной ВПП, а по грунтовому (зимой снежному) квадрату выше неё. Взлетает Ан-2 шустро, набирает судя по GPS метров 200-300. Под крылом как верно заметил тов. Понтий Пилат в другой теме - великое и сплошное Ничего
IMG_9127.jpg

Это та самая целина, степи. Тут и сейчас между поселками ничего нет, так что возможно сейчас есть смысл выбрать треугольник Орск-Домбаровский-Светлый - там хоть позиции РВСН, возможно получится снять что-то секретное и продать супостату :)

Иногда пейзаж разбавляется живностью. Как я понимаю это лошади которых предпреимчивые крестьяне выгнали ЖРАТ самостоятельно. Температура при этом хорошо за минус 20.

IMG_9131.jpg

Лесозащитные полосы
IMG_9135.jpg

Интересно - многие догадаются что это? (напомню что фотки кликабельны до оригинального размера)

IMG_9138.jpg

Салон. В отличии от костромского топора тут нет
IMG_9137.jpg

Подлетаем к Адамовке. Когда-то это был ПГТ, теперь просто село. Кстати только разбирая фотки к этому посту я понял что снял аэропорт. Попробуйте его быстро найти :)
IMG_9145.jpg

IMG_9145.jpg

Вот он целиком

IMG_9157.jpg

Садимся. Посадка на лыжах по ощущениям для пассажира мало чем отличается. Только что нет звука тормозов, самолет и без них быстро устанавливается. Пилот и пассажиры топают в здание аэровокзала - а я остаюсь снимать Ан. Кстати к рейсу пригоняют пожарку и приезжает милиция.

IMG_9160.jpg

Чем пожарка поможет лично я без понятия. Снега до жопы и как-то не верится что по целине этот зил куда-то доедет. Лыжи отлично держат Ан - а вот человека наст не всегда и можно провалится по колено

IMG_9168.jpg

IMG_9164.jpg

IMG_9161.jpg

IMG_9162.jpg

Следы старых посадок. Это 11 часов дня - но солнце зимой низкое..
IMG_9167.jpg

Стоит страшный дубак, -25 в голой степи с ветром обдирают морду как наждак.

Воздушная гавань
IMG_9175.jpg

Ну вдруг кто не знает серийный
IMG_9176.jpg

А вот это уже мы рулили
IMG_9182.jpg

Костыль почему-то глубже проваливается
IMG_9183.jpg

IMG_9185.jpg

Меняется пара пассажиров - взлетаем. Вот граждане на уазиках едут в никуда
IMG_9197.jpg

Вот это самое никуда
IMG_9199.jpg

Элеватор в голой степи выделяется куда больше чем здания Сити в Москве
IMG_9202.jpg

IMG_9206.jpg

Всегда было интересно - нафига 450 на указателе скорости? У Ан-2 на такой скорости крылья не отвалятся? Сам полет стабильно шел на +-150
IMG_9210.jpg

Кваркено, почему-то лучше я его не снял. Названо в честь пролива в Швеции где воевали местные казаки
IMG_9217.jpg

Это была конечная точка билета. Т.е. нужно было дойти до "аэробудки", зарегистрироваться, пройти досмотр и обратно в самолет. Было интересно что будет если на это забить и остаться в ан-2 - будут ли меня выгонять пинками, однако решил соблюсти формальности.

Это было тяжко. Дело в том что в Кваркено под аэропорт размахали какую-то совершенно нее...ческую территорию, на которой при желании сядет 747 (на брюхо конечно). Ан останавливается очень далеко от будки, идти к ней пешком - по снегу. Там где держит наст - еще нормально. Но вот наст ломается, нога уходит по колено - и так метров наверное 200-300. Никто в будке меня не досматривал, выписали посадочный от руки - и я отправился обратно. Как там досматривают тех кто пришел с другой стороны забора - без понятия. На фотке сам аэровокзал, пожарные, менты - все как положено. С бумагами в руке - наш второй пилот.

IMG_20140103_125010.jpg

Снова полосы. Врать не буду - но возможно это те самые сталинские мега-полосы
IMG_9225.jpg

Скоро начинается Орск
IMG_9235.jpg

IMG_9240.jpg

Какой-то район на выселках
IMG_9248.jpg

Аэропорт Орска, перед третьим разворотом. Нам садиться правее в конце полосы
IMG_9252.jpg

Весь перрон. Второй Ан уже вернулся из Светлого

IMG_9261.jpg

После посадки случилась накладка - на рулении уткнулись лыжой в бетонный куб, обозначающий границу грунтовой полосы (или чего-то еще, фиг его знает). Выгрузились, уперлись в край крыла и раскачивая разворачивали Ан чтобы он смог объехать это препятствие. Так что я не только полетал - но и еще и потолкал самолет

IMG_9261.jpg

Нас уже увозят на том же ЛАЗе - а самолет по командам пилота заруливает на стоянку
IMG_9265.jpg

Обслуживают второй Ан, зачем-то сняли хвостовую лыжу
IMG_9268.jpg

IMG_9272.jpg

А вот восьмерка. На ней можно улететь обратно в Оренбург - но я остаюсь смотреть Орск

IMG_9276.jpg

IMG_9278.jpg

Собственно авиачасть закончена.


4. Кому, кому это было нужно?!

Спрашивал герой фильма "День выборов" пытаясь понять зачем он не пил 5 дней. Ну а я пытаюсь понять смысл этих рейсов.

Обратно из Орска я ехал на автобусе - так что могу сравнить эти два способа на плече Оренбург-Орск.
IMG_20140103_175001.jpg

Оренбург - Орск

По деньгам самолет даже при таких тарифах проигрывает - 750 против 300 рублей. Причем это автобус идет из центра в центр, с самолетом же нужно добраться ещё и в/из аэропорт. Это стоит 500р в Оренбурге и 300 в Орске.

По времени самолет вряд ли что-то даст. Маршрутка идет чуть больше 3х часов, отправляются каждый пол-часа. Часто можно уехать не на автобусе - а с бомбилами за примерно те же деньги. Самолет с учетом дороги в аэропорт и ожиданием рейса выйдет в те же 3 часа.

Орск - Адамовка - Кваркено

Вобщем-то аналогично. Расстояния не такие большие (120 до адамовски и 160 до кваркено), с учетом дороги в аэропорт не получается не сильно быстрее ни дешевле. Сами дороги были достаточно нормальные, восток оренбуржья это все же не такой медвежий угол как Боговарово в Костромской.

Оренбург - Адамовка или Оренбург - Кваркено.

А вот это пожалуй единственный маршрут который имел смысл в 2014 для пассажира. С учетом небольшого времени стыковки получалось хорошее время от двери до двери - да и Л-410/ан-2 наверное все же немножко покомфортнее газелек.

Да и с другими рейсами Оренбуржья (не говоря уже про аэрофлот) рейс Орск-Оренбург не стыкуется. Зато маршрутка проходит прямо мимо аэропорта - и за лишние 100р подвезет прямо к терминалу.

Но при этом не очень понятно зачем пассажирам нужно именно в Оренбург. В Костромской области все логично - до Костромы от Боговарово 470 км, при этом Кострома единственный большой город, ведь Шарья мелкий городок в котором всего 20К жителей. Орск же достаточно большой город (230К, Кострома немногим больше - 280К) в котором есть практически все что и в областном центре, включая собственный рейс на Москву.

И если смысл для пассажиров для меня остался загадкой - то затраты куда более очевидны и они впечатляют. Ан-2 жрет авиабензин - тут многие писали что его стоимость чуть ли не 100р за литр. Но это лишь малая часть расходов - понадобилось оборудование 4х аэропортов, их ограждение, там работают несколько человек, ремонтируются и обслуживаются 2 ан-2 и так далее и далее. И все это ради того чтобы 6 раз в неделю можно было перевести 48 человек между 4 поселками и Орском. На эти 48 человек нужно 2 самолета, по 140 литров авиабензина на час полета, 4е пилота, человек 8 постоянного наземного персонала, пожарные, милиция, много чего еще что знакомо тем кто занимается авиаперевозками но неизвестно мне... Судя по новостям общие вложения области в Оренбуржье 144 млн. рублей. - что при объеме перевозок в 100 тысяч в год дает доплату в 1000р на пассажира - и это только региональные субсидии.
Есть ощущение что на десятую часть этих денег можно было бы каждому из этих поселков купить мерседес-спринтер и гонять его целый день нон-стоп. Ну или возить на такси - причем возможно тоже на мерседесах :)


Рано или поздно деньги на аттракцион закончатся - летайте пока есть возможность!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments